Технологии умного дома в ближайшее время перевернут наши представления о том, что такое домашний комфорт и безопасность. Они также изменят наши отношения с государством, телеком-операторами, финансовыми структурами и страховыми компаниями. Вот-вот появится гигантский новый рынок данных, остававшихся недоступными для анализа, — информации о том, как человек ведет себя внутри своего дома. Насколько легко сегодня стать пользователем технологий умного дома и каким он должен быть в идеале, «Хайтеку» рассказал генеральный директор компании Z-Wave.Me Сергей Полторак.
— Существует мнение, что умный дом — это очень дорого и позволить его себе могут немногие. Вы с этим согласны?
— Этот миф появился в том числе из-за знаменитого особняка Билла Гейтса, который стоил несколько миллионов долларов и стал «иконой» умного дома. Да, действительно, до недавних пор эти технологии были доступны только людям с большим доходом. Но за последние годы произошло много изменений. Устройства для умного дома упростились и стали больше похожи на гаджеты. Гаджеты, в свою очередь, усложнились и стали настолько продвинутыми, что теперь их можно использовать как полноценные компоненты умного дома. Идет встречное движение двух отраслей.
Установка систем стала проще — не всегда нужны услуги инсталлятора, многое можно сделать самим. Стоимость также упала. Сейчас средний ценник на устройства на базе Z-Wave составляет около 5 000 рублей. Если вы хотите установить в трехкомнатной квартире 15-30 устройств, то они обойдутся вам в 75 000-150 000 рублей. Услуги инсталлятора, если они вам понадобятся, в эту оценку не входят.
— С чего стоит начинать оборудование умного дома?
— Главное — сформулировать какую задачу вы хотите решить, что именно вам нужно. На первом этапе стоит взять контроллер и несколько датчиков. Самые популярные из них — это датчики открытия и датчики движения, уведомления с которых вы будете получать каждый день. Это как раз позволит «пощупать» технологии.
Систему домашней автоматизации нельзя воспринимать как набор устройств, разбросанных по квартире. В первую очередь, умный дом — это сценарии и связи между приборами.Для знакомства подойдут те приборы, которые проще объединять в сценарии. Ну и желательно, чтобы они уже выполняли какую-то практическую задачу, закрывали конкретную потребность.
— То есть на первом месте датчики, связанные с безопасностью?
— Мы живем в России, поэтому самая востребованная у клиентов задача — это, безусловно, безопасность. Люди хотят получать оповещения, что к ним в дом проникли. В основном для этого используются датчики движения и открытия. Многие хотят получать оповещения о протечках — тоже из соображений безопасности.
Люди часто устанавливают управление освещением и управление климатом. Комфорт для людей важнее, чем экономия. В России вообще люди готовы жечь много бензина, электричества и прочего, лишь бы было комфортно. При этом система умного дома может экономить и электроэнергию, и другие ресурсы, но это, увы, пока не так востребовано, как комфорт.
— Интерес крупных компаний к сфере интернета вещей действительно быстро растет?
— Безусловно. Только ленивый сейчас не смотрит в сторону интернета вещей и умных домов. На рынке намечается бум, потому что технологией заинтересовались не только ИТ-компании, но и телеком-операторы, финансовые структуры, страховые компании. На это есть причины, ведь умный дом дает доступ к данным о том, как человек ведет себя внутри квартиры. До этого благодаря мобильным телефонам компании узнали, что вы ищете, где бываете и что покупаете. Но ваша квартира продолжала оставаться крепостью, в которую никто не был допущен. Теперь можно получить сведения изнутри и предложить клиенту какую-то дополнительную услугу или товар на основе его предпочтений.
В Европе страховые компании стали делать скидку на страховку владельцам домов, оборудованных устройствами интернета вещей.Особенно это касается систем, которые выявляют протечку или следят за безопасностью. С одной стороны, компания уменьшает риски для себя, а с другой — снижает конечную стоимость для потребителя.
— Не вызовет ли это негативную реакцию со стороны клиентов, которые не хотят, чтобы их личные данные переходили к третьим лицам?
— Все это будет происходить в рамках заключенного с вами контракта (шутка). Безусловно, Большой Брат за нами следит. Но начинать об этом беспокоиться уже поздно. Сейчас каждый поисковый запрос, который вы вводите в Google или в «Яндексе», помогает корпорациям подбирать вам рекламу. То же касается и мобильных телефонов.
Мы все подписываем соглашения о подключении той или иной услуги, и большинство делает это, не прочитав текст соглашения. По сути это бартер: мы даем большим компаниям данные, а они взамен улучшают нашу жизнь, используя наши личные сведения. Конечно, сидеть у себя в пещере и никого не впускать безопаснее. Но, с другой стороны, это все-таки будет пещера.
— Давайте поговорим немного о вашей компании. Как вам пришла в голову идея работать на этом рынке? Как появилась компания Z-Wave.Me?
— Наша история началась в 2009 году с хобби, а точнее с попытки автоматизировать собственное жилье. Мы обнаружили целый «зоопарк» доступных в тот момент протоколов автоматизации, попробовали разные и поняли, что протокол Z-Wave лучше всего отвечает нашим потребностям. Достаточно быстро начали писать собственное ПО для контроллеров, а потом стали выпускать и собственные устройства.
В России мы занимаемся не только разработкой под брендом Z-Wave.Me, но и импортом оборудования как собственного, так и стороннего производства. Также состоим в консорциуме Z-Wave Alliance, в него входит более 450 компаний, развивающих технологию Z-Wave на рынке умного дома.
— То есть вы одна из немногих российских компаний, которая выпускает собственные устройства умного дома?
— Наш основной продукт — это контроллер, который позволяет управлять практически всеми устройствами, работающими на протоколе Z-Wave. Мы выпускаем его в нескольких вариациях. Одной из наиболее популярных моделей стала плата расширения для одноплатного компьютера Raspberry Pi — называется RaZberry. Пока это один из самых дешевых контроллеров Z-Wave. Если у человека уже есть Raspberry Pi, то ему достаточно докупить наш модуль, чтобы превратить свой микрокомпьютер в контроллер для умного дома.
Кроме контроллеров, мы выпускаем выключатели на батарейках и модули для розеток. Также часто разрабатываем продукты на аутсорсе для других производителей. Железо и пластик компании берут на себя, а мы делаем прошивку. Например, программное обеспечение для устройств немецкой компании Popp по большей части сделано нашими силами.
Еще в нашей линейке есть мини-гаджет Z-Uno, который работает по принципу систем Arduino, только с использованием протокола Z-Wave. Эта маленькая надстройка над протоколом позволяет рукастым людям, современным «кулибиным», делать собственные устройства, не ограничиваясь готовой линейкой продуктов Z-Wave.
Вы покупаете несколько подходящих датчиков, пишете маленькую программку на простом языке, и у вас получается собственный прибор для домашней автоматизации, который работает на протоколе Z-Wave.
Z-Uno стало одним из первых устройств на базе Z-Wave, которое производится на территории России. Причем большая часть сейчас экспортируется за рубеж.
— С какими сегментами умного дома вы работаете?
— Практически весь спектр домашней автоматизации покрыт технологией Z-Wave. Сюда относятся и управление освещением, и жалюзи, и ворота, и климат — как управление кондиционерами, так и теплыми полами, батареями. Также предлагаем линейку датчиков безопасности: датчики открытия, движения, протечки, дыма, угарного газа.
Помимо этого, есть системы управления — пульты и кнопки на батарейках. Они позволяют установить в любой точке квартиры элемент управления освещением или отоплением. Ну и, конечно, удаленный доступ и оповещение — без них умный дом сейчас не обходится.
Если в квартире уже есть какие-то устройства умного дома, то у нас есть решения для интеграции. С помощью того же Z-Uno можно сделать датчики, которых еще нет на рынке. Скажем датчики уровня воды в баке.— Получается, ваши основные клиенты — это компании, а не частные лица?
— Напрямую с частными клиентами мы пока не работаем. Z-Wave.Me продает оборудование магазинам и инсталяторам, а также сотрудничает с большими компаниями, которые хотят интегрировать наше в оборудование в свою линейку. То есть мы также выступаем интегратором в крупных проектах.
— Правильно я понимаю, что технология Z-Wave «заточена» для работы в домах и квартирах?
— Технология Z-Wave имеет внутреннее ограничение, которое не позволяет использовать ее на объектах крупного масштаба, в том числе на заводах или складах. Она редко используется в бизнес-центрах и в офисных центрах. Максимальный охват — это дом площадью примерно 400–500 квадратных метров высотой в четыре этажа.
Так как Z-Wave — это радиопротокол, то устройства должны так или иначе «видеть» друг друга. Даже если рядом с домом есть пристройка, например, гостевой дом или банный комплекс, то для них потребуется отдельная сеть Z-Wave.
— Насколько просто самостоятельно настраивать ваши контроллеры и программировать их?
— Z-Wave изначально создавался в формате «сделай сам», а в основу идеологии заложили концепцию максимальной простоты использования. Интерфейс также унифицированный и простой. Чтобы подключить большинство устройств к контроллеру, нужно три раза нажать на кнопку. Технология Plug and Play еще больше упрощает задачу: вы добавляете гаджет на контроллере, подключаете его к сети или вставляете в него батарейку — и все готово.
При покупке устройств Z-Wave люди часто даже не открывают инструкцию. Для себя мы вывели такой критерий: если человек может сам установить Windows на свой компьютер, то он справится с настройкой системы умного дома на базе Z-Wave.
Однако, когда мы говорим о больших объектах, например, загородных домах, в которых используется пятьдесят, а бывает и сто устройств, то это уже более трудоемкая задача. Приборы нужно не просто установить, но еще и завязать друг с другом в сценарии. В таком случае люди чаще всего обращаются к инсталляторам, которые делают систему под ключ.
— Во сколько обходится эксплуатация систем умного дома после установки?
— После покупки вкладываться в эксплуатацию не придется. Единственная статья расходов — это плановая замена батареек. В редких случаях понадобится замена сгоревших устройств. Все-таки это электроника, поэтому бывают скачки напряжения, которые приводят к проблемам. Но в целом расходы близки к нулю.
— А как часто нужно обновлять ПО?
— Программное обеспечение обновляется на контроллере примерно раз в квартал. Обычно это требует не больше пяти минут. Что касается датчиков и исполнителей, то в них тоже бывают ошибки, и иногда производитель устраняет проблемы путем обновления, которое всегда проводится в шифрованном виде. Вынимать устройство при этом не нужно — вы просто нажимаете на кнопочку, система обновляется, и все продолжает работать с учетом внесенных исправлений.
— Говоря об интернете вещей, нельзя не затронуть проблему взломов. Хакерские атаки, мощные ботнеты — прецедентов становится все больше. Как вы решаете проблему безопасности?
— Для всех устройств Z-Wave обязательным стало использование шифрования. Причем оно стало доступным еще в 2007 году, но обязательным было только для дверных замков и других систем, открывающих доступ к помещению. С апреля 2017 года в Z-Wave обязательным стало шифрование всех устройств без исключений, а сам протокол шифрования был усовершенствован. Шифрование происходит на всех уровнях: и на стадии передачи данных по радио, и на стадии передачи данных на облачный сервис или мобильный телефон.
Но не стоит забывать, что большая часть злоупотреблений происходит на уровне контроллера и передачи данных от контроллера куда-то дальше. Здесь также используются современные системы шифрования. Если говорить о наших сервисах, мы не храним на сервере ни пароли пользователей, ни их данные. Так что если хакер взломает наш сервер, то он не получит доступ к пользовательским данным. Получается, что взломать устройство можно только вручную — буквально вскрыть его прямо в доме.
— Что ожидает рынок умного дома в ближайшие 3-5 лет?
— Окончательно оформится тренд на извлечение данных из пользователя. Некоторые данные будут использоваться для оптимизации систем. Пока что умный дом помогает предотвращает внештатные ситуации и обеспечивает автономное управление.
Но значительная часть информации, которую мы получаем от дома, не используется. Например, сведения о температуре или освещенности. Через несколько лет им найдется применение.Приведу пару примеров. В многоквартирных домах в России обычно плохо регулируется отопление — вы можете покрутить ручку радиатора, но вы не повлияете на отопление в других квартирах рядом с вами, а тепло от них поднимается вверх по панелям дома. На тарифе ручное регулирование тоже не скажется. Общая оптимизация отопительной системы всех квартир в доме как единого целого позволит экономить на счетах до 20-30%.
Другой пример — это использование умного дома для оптимизации энергосбыта. Электросбывающие компании закупают все больше мощностей, чтобы удовлетворить пиковый спрос. Умная система распределения энергии помогла бы отключать какие-то ненужные абонентам устройства в моменты повышенного спроса, давая за это скидку по тарифу. Экономически это выгодней как потребителю, так и энергосбывающей компании.
Это лишь два примера, которые показывают, как данные тысяч абонентов могут привести к глобальной экономии и оптимизации сложных систем, таких как теплоснабжение или доставка электроэнергии в дом.
— То есть можно надеяться, что в будущем коммунальные услуги станут более доступными за счет умного дома?
— Не факт, что это отразится непосредственно на вашем счете, но это точно отразится на стоимости инфраструктуры, а значит, и на бюджете вашего населенного пункта и страны в целом. А вот в каком месте произойдет перераспределение сэкономленных ресурсов, это другой вопрос. Решить его скорее всего будут власти.
— Можете выделить ключевые глобальные тренды, по которым, как вам кажется, будут развиваться технологии умного дома?
— Один из главных трендов — это уход данных и логики управления с самих приборов в сторону контроллера, а нередко и в сторону облачного сервиса. Это не значит, что устройства «тупеют». Наоборот, они умнеют, но контроллер умнеет быстрее. Появляется единая точка настройки, которой не было раньше. Но в то же время появляется и единая точка отказа, и к надежности контроллера предъявляется все больше требований. Потому что если он отказывает, то вся домашняя автоматизация разваливается.
Популярными становятся голосовые интерфейсы — Alexa, Google Home, даже «Алиса» у «Яндекса». Этот тренд будет развиваться, но я не верю, что голосовое управление станет основой умного дома. Хороший умный дом — это тот, который вы не замечаете, и который сам понимает, что и как сделать. Общение с домом должно быть минимизировано. Умный дом не станет виртуальным помощником, потому что это разные вещи. Вместо этого он должен решать конкретные задачи автоматизации вашего быта, ничего у вас не спрашивая.
Источник: hightech.fm